ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Басов
Мы, Гуровы, всегда были на гребне истории. За послед¬ние сто
лет ни одно значительное событие в мире не обошлось без того, чтобы в нем не
принял участия кто-нибудь из моих предков. Если принять во внимание, что
главные события этого столетия так или иначе были связаны с мировым
революционным движением, то ста¬нет ясно, о какой истории я говорю.
Я революционер в четвертом поколении, и история каждого
поколения — это глава в истории всего челове¬чества. Мечта моей жизни —
написать эти четыре главы, которые составили бы мощную эпопею, где сюжетом бы
двигала не набившая оскомину пошлая любовь, не страсть к презренному металлу,
не суетливая бытовщина, а великая Идея. Такой эпопеи не создал еще никто ни в
прошлом, ни в настоящем. И первым, кто ее создаст, буду я.
Я начну ее с последней главы, которая в моем повест¬вовании
станет первой. Не только потому, что я — главный ее персонаж и поэтому мне
проще будет ее написать. Не в этом дело. Сперва я хочу показать торже¬ство
Идеи, ее триумф, а уж потом, в остальных главах, расскажу на примере своих
предков трех поколений, какие жертвы были принесены ради этого триумфа на
святой алтарь революции.
А жертвы эти были немалые. Достаточно сказать, что ни один
из моих предков не умер в собственной постели, за исключением бабы Любы. Она
недавно тихо почила в этой самой комнате, в которой я сейчас пишу свою книгу и
где еще витает ее мятежный дух. Баба Люба была хранитель¬ницей семейных
преданий, связующей нитью между про¬шлым и настоящим нашего рода. Ее рассказы,
предусмот¬рительно записанные мною и таким образом сохраненные для потомков, и
лягут в основу моей будущей книги. Ну, а как закончу свои дни я, еще
неизвестно. Конечно, следуя семейным традициям, не хотелось бы окончить свои
дни в постели. Но — великая битва за Идею еще не закончена, она разгорается с
новой силой и, как сказал Вождь, будет все более и более ужесточаться. И в этой
битве жертвам еще несть конца: кто кого!
Как я и говорил, в последующих главах я подробно опишу жизнь
и деяния своих предков. Но, думаю, прежде чем приступить к первой главе, я все
же должен сказать о них несколько слов, иначе не все будет понятно в
дальней¬шем изложении.
Итак, первый из нашего славного рода — Георгий Семенушкин,
отец бабы Любы. Он стоял у истоков народ¬ничества и был связан со знаменитым
делом тверских посредников, которые во главе с братьями Бакуниными выразили
протест против крепостнического уклона крес¬тьянской реформы 1861 года. Они
отказались проводить ее в Тверской губернии, за что и были заключены в Петропавловскую
крепость. Мой прадед был круто заме¬шан в этой истории, и не миновала бы его
тоже чаша сия, но он успел бежать за границу.
Спустя несколько лет он познакомился в Париже со своей
будущей женой, тоже бежавшей из России: она проходила по делу о 1-й Вольной
типографии в Москве. Не уверен, что между ними вспыхнула любовь. Во всяком
случае, о таком чувстве баба Люба вообще никогда не упоминала. "Идейная
близость выше плотской любви", — говорила она, и это надо было понимать
так, что человек должен жертвовать личным счастьем ради счастья всех людей. Это
было поколение самоотверженных. Но, как бы там ни было, они вскоре поженились,
и результатом этой идейной близости стала очаровательная малышка Любаша — моя
незабвенная баба Люба. (Она сумела сохранить дагерротип той поры.)
Когда в Женеве была основана Русская секция I Интер¬национала, избравшая
Маркса своим представителем в Генеральном совете, мои предки вошли в нее
полноправ¬ными членами. А потом начались поездки по конгрессам: в Женеву,
Лозанну, Брюссель, Базель, Гаагу. Родители метались по всей Европе, а Любаша
терпеливо ожидала их возвращения то в одном, то в другом частном пансионе на
французской земле. За круговертью событий пролетали годы, и когда однажды
родители пристально всмотрелись в свою дочь, то вдруг обнаружили, что перед
ними не маленькая девочка Любаша со скромно опущенными глазками, а вполне
сформировавшаяся девушка с откры¬тым взглядом больших серых глаз, которые с
любопытст¬вом смотрели на мир.
Комментариев нет:
Отправить комментарий